Тип мастеринга в ролевых играх можно условно разделить на активный, пассивный и смешанный.
Мастеринг условно принимается за активный в случае, если соблюдаются следующие условия:
Мастер игры принимает активное участие в игровом процессе и часто полностью руководит всем окружающим игроков миром и неигровыми персонажами (NPC). Игроки имеют право описывать лишь собственные действия, не затрагивая при этом реакцию окружающего мира на них, не имеют права вводить в игру NPC и играть за них и должны полностью опираться на описания реакции на их действия, описанные мастером игры. Обычно в ролевых с активным мастерином игра проходит по принципу "пост игрока --- пост мастера --- пост игрока --- пост мастера". Мастер в играх с активным мастериногм обычно не имеет своего персонажа и лишь ведет по игре других игроков.
Мастеринг условно принимается за пассивный в случае, если соблюдаются следующие условия:
Мастер игры не участвует или почти не участвует в игровом процессе, исполняя лишь обязанности модератора или лишь иногда вмешивается в игровой процесс чтобы решить спорные вопросы. В ролевых с пассивным мастерингом игроки полностью самостоятельны и имеют полное право самостоятельно описывать реакцию окружающего мира на их действия, описывать действия неигровых персонажей (NPC) и самостоятельно описывать любые сюжетные повороты в разумных пределах в своих сообщениях. Ведущий в играх с пассивным мастерингом чаще всего имеет в игре собственного персонажа и играет на равных с другими игроками.
Мастеринг условно принимается за смешанный в случае, если ролевая не подходит по большинству признаков ни под игру с чистым активным мастерингом, ни под игру с чистым пассивным мастериногм. Играми со смешанным мастерингом могут считаться, например, те игры, в которых большую часть игрового процесса игроки предоставлены сами себе, но во время боев и квестов игра переходит на систему активного мастеринга либо игра, в которой игроки играют с ведущим, но при этом имеют право описывать реакцию окружающего мира на их действия в разумных пределах и/или описывать действия некоторых неигровых персонажей (NPC).